Меня зовут Нина Кожевникова, почти 10 лет назад я начала работать в направлении вендинга. Живу и работаю в городе Иркутск. Мое образование врач-педиатр. Это далеко от вендинга, но это не помешало мне создать компанию вендингового бизнеса, которая сегодня в Восточной Сибири является одним из ведущих операторов.
Парк сейчас насчитывает больше 300 единиц вендингового оборудования - мы работаем практически на всю Восточную Сибирь.
Про учет в вендинге
Очень долго и много лет до прошлого года мы сверяли выручку со статистикой [с автоматов], и это был такой рутинный, трудоемкий метод, не всегда оперативный, потому что очень часто возникали ошибки.
Я думаю, что многим знакома эта ситуация, когда оператор едет снимать статистику и ошибся в какой-то цифре, потом бухгалтер не может эту ошибку найти (в каком-то напитке, например). Все это сводится очень долго, в итоге в конце месяца еще и задержка. Мне всегда это не нравилось. И если, например, зарплату сотрудников привязывать к доходу от аппаратов, а не [выплачивать только] оклады, то очень трудоемко получается начислять зарплату, с очень большой задержкой. Не всегда нравится это персоналу, не всегда мотивирует по-настоящему продуктивный персонал и позволяет неэтичным сотрудникам себе что-то в карман забирать, потому что вы не способны вовремя на это среагировать.
После введения онлайн-мониторинга мы смогли достаточно быстро отслеживать, что у нас происходит в парке, и какие операторы у нас действительно хорошо обслуживают аппараты - тем мы стали больше хороших точек давать.
Про выбор системы мониторинга
Мы пробовали несколько систем [онлайн-мониторинга]. Либо не очень удобно с точки зрения потребителя, пользователя, либо не все стабильно работало, то есть нас не все устраивало. В итоге мы остановились на Телеметроне, где я тоже не могу сказать, что все было гладко. При запуске изначальном тоже возникали сложности, и до сих пор такие моменты есть, когда, например, автомат стоит в подвале, нам приходится решать вопрос с антенной, со связью, где-то сим-карты менять, потому что связь не очень хорошая.
Мы установили приборы Телеметрон на сеть около ста автоматов. Не везде установили по причине того, что не на все модели автоматов Телеметрон технически можно поставить. На механические, например, вообще не поставишь. На какие-то автоматы мы сами приняли решение не устанавливать Телеметрон, так как планируем продать это оборудование в дальнейшем (переходим на стандартные автоматы, с которыми мы работаем сейчас – это производитель Joffemar).
Почему мы приняли решение вообще работать с Телеметроном?
Примерно полтора года назад я посмотрела, как работает демо-версия системы. Это, конечно, впечатлило, но особенной веры не было, что это все так будет [работать, как в демо-версии].
Первые результаты
Мы попробовали купить один модем, поставили в такую точку, которая достаточно далеко от нас – в другом городе – город Ангарск - это примерно 60 км от нашего офиса. Это был дом культуры – и в нем такие достаточно стихийные продажи, иногда какие-то концерты. Иногда могут быть репетиции к этим концертам. Если расписание концертов еще можно найти, то о репетициях не всегда можно знать. И получилась такая ситуация, что автомат, который в несезон давал 7-9 тысяч, в сезон приносил 12 тыс руб выручки в месяц, а максимум 18 тысяч, с системой Телеметрон у нас выручка на этой точке увеличилась в не сезон до 28 тысячи рублей, в сезон – 43 тысячи рублей.
Когда мы увидели эти цифры, я просто не поверила, у меня бухгалтер проверял, может, в чем-то оператор ошибся. Я заходила, перепроверяла, и потом мы поняли, в чем дело.
Очень часто автомат не работает, просто потому, что в нем закончилась сдача или закончился один какой-то ингредиент очень популярный, а мы об этом просто не знаем и не реагируем. Думаем, что все нормально. Потому что мы только вчера были у этого аппарата. В хороших точках бывает, что нужно обслуживать даже два раза в день. У нас есть точки, лидирующие, которые приносят 120 тысяч рублей выручки в месяц. Такая точка должна быть обслужена каждый день. И если бы не было бы онлайн-мониторинга в этой точке, мы не могли бы получать такой результат.
Бухгалтер мне еженедельно представляет отчет, в котором есть фактическая выручка, которую оператор внес в кассу, и выручка по инкассации. Более того, пока оператор едет и везет деньги в кассу, мы уже знаем, сколько он везет денег. Это предоставляет система онлайн-мониторинга.
Про воровство в сети
У нас возник еще один случай, в котором именно помог онлайн-мониторинг.
У нас работал сотрудник, который теперь не работает. У него никак не шли данные в онлайн-мониторинге. Мы проверяем неделю, вторую, поставили видеокамеры (видеорегистраторы), поменяли замки на автоматах, потому что возникал такой момент, что может кто-то вскрывает автомат, потому что по онлайн-мониторингу идет такая цифра, по инкассации такая, у оператора другая. Все время недостача. И по одной точке у нас в совокупности недостача составила - точка достаточно хорошая - около 30 тысяч рублей. Поставишь этого оператора на другую точку - то же самое. Где-то 300 рублей не хватает, где-то 500 рублей не хватает, с каждой инкассации. Можете посчитать сколько это будет за неделю, за месяц, за год - очень большие цифры, это цифры, которые впечатляют. Это позволило нам не выплатить ему зарплату и расстаться с этим человеком, потому что это доказанный факт. Если бы не было системы онлайн-мониторинга, мы бы вовремя не смогли среагировать. Причем раньше мы тоже иногда замечали недостачу у оператора. Но обычно замечаешь ее поздно. Инспекция проводилась самое частое - это раз в месяц. Теперь можно уже в течение недели - даже завтра - узнать, что происходит.
Про окупаемость онлайн-мониторинга
Если бы я знала, что это окупится за 8-10 месяцев, не факт, что мы бы сразу попробовали, но на первом автомате у нас система Телеметрон окупилась за первый месяц, потому что доход, который мы стали получать с аппарата, он значительно превысил стоимость Телеметрона – практически доход увеличился больше чем в 2,5 раза. Простои дают очень большой отток клиентов, даже когда вы автомат уже запустили, в случае, например, неисправности автомата, обычно уже автомат запущен, работает, но люди из него мало пьют – это уже замечено во всевозможных исследованиях. Публиковал когда-то журнал «Вендинг-бизнес» такие исследования, что примерно еще неделю люди вокруг такого аппарата ходят, приходят в себя, так скажем. Думают, что автомат их обманет. И это важно понимать.
У нас в среднем окупаемость Телеметрона на каждой точке – это 2-3 месяца, максимум 4 месяца. Это уменьшает количество персонала, контролирующего операторов, снижает фонд оплаты труда. Плюс люди боятся лишний раз залезть в карман компании, если знают, что их контролируют. И они работают более уверенно.
Не нужно позволять сотрудникам воровать. Это негативно сказывается на всей компании в целом, не только на ее доходе.